11.11.2021
29.11.2021
Организация
образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
В обществе идет становление новой
системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой
базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы
дошкольного образования являются
•
Конвенция ООН о правах
ребенка
•
Конституция Российской Федерации
•
Федеральный
закон от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
•
Федеральный
государственный образовательный стандарт
дошкольного образования
•
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа,
регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);
•
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.
Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Специфика дошкольного возраста
такова, что достижения детей дошкольного
возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков,
а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к
школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое
отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая
предметность. Развитие ребенка
осуществляется в игре, а не в учебной
деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения
программы.
ФГОС ДО ставит во главу угла
индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит
сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа
дошкольника. Ведущие виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы и фольклора,
изобразительная, музыкальная, конструирование из различного материала
и др.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду.
Остановимся более подробно на формах организации образовательной деятельности.
До недавнего времени одной из форм организации образовательной деятельности
в детском саду были занятия.
С учетом ФГОС ДО модель организации образовательной деятельности включает в себя:
-
совместную
деятельность детей и взрослого, где выделяются
непрерывная образовательная
деятельность с основными формами организации: игра, наблюдение, экспериментирование, проектная
деятельность, общение (разговор, беседа) и решение
образовательных задач в процессе
режимных моментов и прочие;
-
самостоятельная деятельность детей, а именно развивающая предметно- пространственная среда, соответствующая требованиям.
Структура образовательной деятельности включает
в себя цели, задачи и содержание которые
отражены в ФГОС ДО и образовательной программе
ДОО, средства, методы воспитания и обучения, формы организации, условия,
обеспечивающие ее организацию осуществление и результаты, которые
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Образовательная деятельность прописана в ФГОС в 5 образовательных областях
,представляющие определенные направления развития и
образования детей: Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное
развитие; Речевое развитие;
Художественно-эстетическое
развитие; Физическое развитие.
Содержание образовательных областей
может реализовываться в различных видах
деятельности:
В раннем возрасте (1год – 3 года) –
предметная деятельность и игры с составными динамическими
игрушками; экспериментирование с материалами и веществами, общение со взрослым и совместные игры со
сверстниками под руководством взрослого,
самообслуживание и действия с бытовыми предметами, восприятие смысла музыки, сказок,
стихов. Рассматривание картинок,
двигательная активность;
Для детей дошкольного возраста (3 года –
7 лет) – ряд видов деятельности, таких как
игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой
труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,
бумагу, природный и иной материал,
изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические
движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Организованная образовательная
деятельность представляет собой
организацию совместной деятельности педагога с детьми:
с
одним ребенком (индивидуальная); с подгруппой детей(подгрупповая);
с целой группой детей (фронтальная). Фронтальная форма организации обучения.
Работа со всей группой,
четкое расписание, единое содержание.
Построение
образовательной деятельности должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Выбор форм работы осуществляется
педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников,
оснащенности
ДОУ, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения.
Выбор
количества детей зависит
от:
возрастных и индивидуальных особенностей детей; вида деятельности их интереса к данному
занятию; сложности материала;
Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен
получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.
По содержанию Образовательная Деятельность может быть
интегрированной, т.е. объединять
несколько образовательных областей. Интеграции, в рамках которой дети будут активно развиваться, и
совершенствовать уже имеющиеся знания, умения,
навыки, а так же получать
новую информацию об окружающем мире в процессе
взаимодействия друг с другом, педагогом
и предметно-пространственной средой.
Содержание образовательной деятельности определяется
программой, по которой работает
дошкольное учреждение. Коллективом нашего детского сада разработана основная образовательная программа ДО, с
учетом особенностей образовательного учреждения,
возрастных особенностей, образовательных потребностей и запросов воспитанников и их семей.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе -
это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса
игры, как основного
вида деятельности детей дошкольного возраста;
включение в процесс
эффективных форм работы с детьми:
ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно
-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных
областей.
Таким образом, «занятие»
как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием
должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская
деятельность, подразумевающая их активность, деловое
взаимодействие и общение, накопление детьми определенной
информации об окружающем мире, формирование
определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься»
с детьми. Между тем необходимо понимать разницу
между «старым» обучением и «новым».
Форма организации детей во время образовательной деятельности может быть различной: малыши сидят за столами, на
стульчиках, расставленных полукругом, или свободно
передвигаются по групповой комнате и т.д.
Эффективность образовательной деятельности в большей
степени зависит от того, насколько
эмоционально она протекает.
Обучение детей младшего дошкольногоо возраста должно носить наглядно- действенный характер. В группах старшего возраста, достаточно сообщения
о теме или основной цели непрерывной образовательной деятельности. Дети старшего возраста
привлекаются к организации необходимой обстановке, что способствует возникновению интереса к образовательной
деятельности.
В любой образовательной деятельности выделяют три основные части, неразрывно связанные
общим содержанием и методикой:
начало,
ход непрерывной образовательной деятельности и окончание.
Главные методы обучения
·
Практические:
·
опыт
·
упражнение
· экспериментирование моделирование
Наглядные:
·
наблюдение
демонстрация наглядных пособий
Словесные:
·
рассказ педагога
·
беседа
·
чтение художественной литературы
Игровые:
·
дидактическая игра
воображаемая ситуация
в развѐрнутом виде
Образовательная деятельность детей в режиме
дня.
Помимо
организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:
В
утренние и вечерние часы на прогулке
При проведении режимных моментов.
Цели образовательной деятельности в режиме
дня:
Охрана здоровья и формирование основы
культуры здоровья;
Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему
социальных отношений
Формирование у детей положительного отношения
к труду.
Самостоятельная деятельность детей.
По санитарно-эпидемиологическим требованиям к
содержанию и организации работы в
дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для
организации самостоятельной деятельности детей
необходимо создать развивающую предметно- пространственную среду и присмотр
и уход за каждым ребенком.
Развивающая
предметно-пространственная среда должна
быть: содержательно – насыщенной,
трансформируемой; полифункциональной; вариативной;
доступной; безопасной.
1)
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
2) Трансформируемость
пространства предполагает возможность
изменений предметно-пространственной
среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся
интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материаловпредполагает:
возможность
разнообразного использования различных составляющих предметной среды,
например, детской мебели, мягких модулей, ширм и т.д.;
4) Вариативность среды
предполагает:
наличие в Организации или Группе различных
пространств (для игры,
конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
5) Доступность среды предполагает:
свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
6)
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их
использования.