11.11.2021
29.11.2021
Управление и развитие
УПРАВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫМ
ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
В современном
обществе очень часто можно услышать слово «менеджмент». В
научно-методической литературе данное понятие истолковывается, как совокупность
принципов, методов, средств и форм управления социальными, в том числе – и
образовательными процессами, менеджмент еще называют искусством управления.
«Педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных
форм и технологических приемов управления образовательным процессом,
направленный на повышение его эффективности».
Профессиональные знания по менеджменту
предполагают осознание трех принципиально различных инструментов управления.
Первое – это организация,
иерархия управления, где основное средство – воздействие на человека сверху (с
помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля
деятельности, а также распределения материальных благ и пр.).
Второе – культура управления,
т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей
ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения.
Третье – это рынок, рыночные
отношения, то есть взаимоотношения, основанные на купле-продаже продукции и
услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.
Управление, как и любая деятельность,
основывается на соблюдении ряда принципов. «Принципы управления – это
основополагающая идея по осуществлению управленческих функций. Принципы
являются конкретным проявлением, отражением закономерностей управления».
Принципы управления:
1. Лояльность к работникам.
2. Ответственность как обязательное
условие успешного управления.
3. Коммуникации, пронизывающие
организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.
4. Атмосфера в организации,
способствующая раскрытию способностей работающих.
5. Обязательное установление долевого
участия каждого работающего в общих результатах.
6. Своевременная реакция на изменения в
окружающей среде.
7. Методы работы с людьми,
обеспечивающие их удовлетворенность работой.
8. Умение выслушать всех, с кем
сталкивается в своей работе руководитель.
9. Честность и доверие к людям.
10. Опора на фундаментальные основы
управления: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль сил и
возможностей, персонал.
11. Видение организации, т.е. четкое
представление о том, какой она должна быть.
12. Качество личной работы и ее
постоянное совершенствование.
Организация педагогического процесса
рассматривается как сложная система, состоящая из определенных взаимосвязанных
элементов. Дошкольное образовательное учреждение (далее – ДОУ) имеет свою ярко
выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание
информационных и коммуникативных процессов. Поэтому сегодня невозможно
обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива ДОУ без
целенаправленного и научно-обоснованного управления.
К современному дошкольному учреждению
предъявляются такие требования, что повышение уровня управления ДОУ становится
объективной необходимостью и существенной стороной его дальнейшего развития.
Руководители обязаны гибко и быстро реагировать на запросы общества, в
постоянно меняющейся сложной экономической ситуации находить способы выживания,
стабилизации и развития. Л.М. Денякина считает, что руководителю важно
продумывать стратегию развития дошкольного образовательного учреждения,
определяя его назначение и место в системе образования, его основные цели,
задачи и функции.
Цель управления ДОУ заключается в
обеспечении его оптимального функционирования, в достижении эффективности
образовательного процесса при наименьших затратах времени и сил.
Дошкольное учреждение осуществляет свою
деятельность в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в
Российской Федерации», Положением об учреждении, обеспечивающим получение
дошкольного образования, и действует на основании Устава, утверждаемого
учредителем, Договора между учреждением и родителями (или иными законными
представителями детей).
К свойствам управления можно отнести
целеустремленность, открытость, осознанность, планомерность, цикличность,
соединение науки и искусства.
На современном этапе очень важен
личностно-ориентированный подход в управлении дошкольным учреждением. Сущность
этого подхода заключается в том, что для слаженной работы всего учреждения
необходимо уважать каждого члена коллектива, стремиться к тому, чтобы каждый из
сотрудников чувствовал себя важной деталью общего целостного организма, главная
задача которого – воспитание и обучение граждан нашей страны, как здоровой,
разносторонне развитой, творческой, способной к преобразующей деятельности,
личности.
Основными задачами дошкольного
учреждения являются:
– Охрана, защита и укрепление
физического и психического здоровья детей, формирование основ здорового образа
жизни;
– Обеспечение интеллектуального,
личностного и физического развития;
– Приобщение детей к общечеловеческим
ценностям;
– Обеспечение ранней социализации детей
в коллективе сверстников и взрослых;
– Выявление и развитие индивидуальных
склонностей и задатков детей;
– Подготовка к получению основного
образования на последующих уровнях;
– Взаимодействие с семьей для
обеспечения полноценного развития ребенка.
Управление дошкольным учреждением
осуществляется в соответствии законодательством РФ, уставом учреждения и
строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
Совет дошкольного учреждения
осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом об образовании, Уставом
дошкольного учреждения и Положением о совете образовательного учреждения.
Основные задачи совета дошкольного
учреждения:
– Создание совместно с руководителем
дошкольного учреждения условий для обеспечения оптимального сочетания
государственных и общественных начал в управлении дошкольным учреждением,
приобщения к управлению педагогических работников, родителей или их законных
представителей.
– Принятие участия в разработке и
реализации внутренних документов, регламентирующих функционирование дошкольного
учреждения, органов самоуправления, права и обязанности участников
воспитательно-образовательного процесса.
– Разработка и реализация совместно с
руководителем дошкольного учреждения системы мер, направленных на укрепление и
развитие материально-технической базы дошкольного учреждения.
– Поддержка инициатив участников
воспитательно-образовательного процесса, направленных на повышение качества
образования и удовлетворение потребностей различных социальных групп
заинтересованных в этом образовании.
Решения совета обязательны для
выполнения педагогическими работниками дошкольного учреждения, родителями или
их законными представителями.
Родительский актив является органом самоуправления дошкольного учреждения и
создается из числа законных представителей воспитанников данного дошкольного
учреждения.
Основными задачами родительского
комитета дошкольного учреждения являются:
– Всемерное укрепление связи между
семьей и дошкольным учреждением в целях установления единства воспитательного
влияния на воспитанников со стороны педагогического коллектива и семьи.
– Привлечение родительской
общественности к активному участию в жизни дошкольного учреждения, к
организации совместной работы по воспитанию воспитанников.
– Участие в организации пропаганды
педагогических знаний среди родителей.
Для обсуждения и решения наиболее важных
вопросов родительский актив может созвать общее собрание. На общем родительском
собрании обязательно присутствие руководителя дошкольного учреждения.
Педагогический совет – орган
общественного управления дошкольным учреждением. Педагогический совет
дошкольного учреждения действует в соответствии с Законом «Об образовании».
В компетенцию учреждения образования
входят:
– подбор, прием и расстановка кадров,
повышение уровня их квалификации;
– осуществление контроля за выполнением
педагогическими работниками и обучающимися своих обязанностей;
– материально-техническое обеспечение образовательного
процесса в соответствии с государственными нормативами;
– организация и совершенствование
методического обеспечения образовательного процесса;
– разработка и организация утверждения
рабочих программ;
– осуществление текущего контроля за усвоением
программы воспитанников учреждения образования, а также анализа результатов
образовательного процесса;
– осуществление иной деятельности, не
запрещенной законодательством и предусмотренной уставом этого учреждения
образования.
Учреждение образования обязано:
– осуществлять свою деятельность в
соответствии с нормами настоящего Закона, нормативными правовыми актами
государственных органов, регулирующими отношения в сфере образования;
– осуществлять образовательный процесс в
соответствии с требованиями образовательных стандартов, типовых учебных планов
и учебных программ;
– содействовать деятельности
педагогических и методических объединений;
– содействовать созданию в учреждении
образования необходимых условий для работы подразделений учреждений общественного
питания и здравоохранения.
Учреждение образования несет
ответственность за:
– невыполнение функций, отнесенных к его
компетенции;
– несоответствие качества
предоставляемого образования установленным требованиям;
– действия, повлекшие нарушения норм по
охране здоровья и безопасности жизни воспитанников и работников учреждения
образования, норм и правил охраны окружающей среды во время
воспитательно-образовательного процесса;
– несоблюдение норм санитарного
законодательства;
– нарушение прав и свобод воспитанников
и работников учреждения образования.
Таким образом, на основании
вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Управление является неотъемлемой
частью любого образовательного процесса.
2. Управление имеет свои цели, задачи,
принципы и функции.
3. Для успешного управления дошкольным
учреждением необходима слаженная работа всего коллектива под руководством
грамотных руководителей, основывающих свою деятельность на основе
законодательства РФ, на личностном подходе к каждому участнику воспитательно-образовательного
процесса.
4. Руководители должны в своей работе
использовать разнообразные методы и формы работы с коллективом, опираясь на
принципы руководства.